Для работы двигателя внутреннего сгорания требуется топливо. Оно сгорает, а получающаяся энергия позволяет автомобилю двигаться. При этом, чем эффективнее сгорает горючее, тем выше мощность двигателя и тем меньше загрязняется окружающая среда за счет выброса горючих газов и неотработанных остатков топлива. В идеале хочется добиться наиболее полного сжигания топлива. Получить такой результат, насколько это возможно приближенный к идеалу, позволяет применение интеркулера.
Что такое интеркулер, его устройство и назначение
Для увеличения мощности двигателя внутреннего сгорания требуется добиться максимально полного сгорания топлива. Но сделать это не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд. Для этого турбиной в двигатель подается сжатый воздух, содержащий горючий газ – кислород. При сжатии атмосферного воздуха его плотность возрастает, а количество кислорода увеличивается, что способствует более полному сгоранию топлива и увеличению мощности мотора. Однако при сжатии увеличивается температура, а попадание горячего воздуха в двигатель приводит к его быстрому износу и выходу из строя. Для того чтобы справиться с такой проблемой применяется интеркулер.
По сути, это теплообменник – устройство, предназначенное для снижения температуры носителя, в данном случае – сжатого воздуха. Работа интеркулера базируется на следующем принципе:
Так что интеркулер – это устройство, предназначенное для охлаждения наддуваемого в двигатель воздуха. Он занимает промежуточное положение и устанавливается в трубопроводе подачи воздуха после компрессора, но до коллектора впуска. Он чаще всего используется на дизельных двигателях, но устанавливается и на бензиновых моторах, но только на тех вариантах, где имеется турбина, иначе утрачивается весь смысл таких действий.
Внешне интеркулер очень похож на автомобильный радиатор охлаждения двигателя. Это неудивительно, ведь оба устройства, по сути, выполняют одну и ту же функцию. Интеркулер состоит из множества трубок значительной длины, так как от этого зависит скорость и качество охлаждения. Также такие трубки выполняются прямыми, потому что при искривлении будут потери давления. Чтобы усилить эффект охлаждения, трубки снабжаются пластинами, предназначенными для рассеивания тепла. Выполняют изделие чаще всего из алюминия или меди, потому что эти металлы обладают максимальной теплоотдачей.
Размещают интеркулер возле радиатора охлаждения, под автомобильный бампер, реже – под крылом автомашины. Располагаться устройство может как вертикально, так и горизонтально.
Существующие типы интеркулеров
Существует две разновидности интеркулеров, различающихся используемыми для процесса охлаждения средами:
Воздушное охлаждение наиболее простое и распространенное. Процесс снижения температуры происходит путем поступления потока внешнего воздуха во время движения. Получается, что чем выше скорость автомобиля, тем эффективнее процесс охлаждения. Но само устройство отличается большими габаритами и массой, а также не слишком высокой эффективностью при жаркой погоде и низкой скорости движения.
Во втором варианте охлаждение происходит путем теплообмена с жидкостью. Это более эффективно, но подобные конструкции при всей своей компактности отличаются повышенной сложностью строения, а также монтажа и эксплуатации.
Подбор типа интеркулера во многом зависит от того, какое свободное пространство имеется под капотом конкретной марки автомобиля. Если оно достаточно большое, производитель может выбрать воздушный вариант охлаждающего устройства, а при малых габаритах применить водный его тип.
Также большое значение для качественного функционирования интеркулера имеет чистота и состояние его поверхностей. Наличие повреждений и загрязнений приводит к заметному снижению эффективности устройства, поэтому за этим важно следить и своевременно устранять грязь и дефекты.
Чаще всего интеркулер устанавливают перед радиатором охлаждения. Важно сделать это безошибочно, потому что любые нарушения могут привести к неисправностям в работе устройства, что сведет на нет все предпринятые усилия.
Результат использования устройства
Может сложиться мнение, что интеркулер – слишком простое устройство, а его эффективность незначительна. Это абсолютно неверный, ошибочный вывод. Интеркулер исключительно полезен и эффективен при всей простоте своей конструкции. Он позволяет снизить температуру забираемого воздуха на несколько десятков градусов, что существенно повышает производительность и мощность двигателя. Для воздушных систем показатель может достигать 50%, а для водяных – 70%, а это рост мощности мотора на 15 – 20%.
Есть ли негативные моменты в применении интеркулеров в автомобилях
В целом использование интеркулеров в дизельных и турбированных автомобилях целиком и полностью оправданно. Оно улучшает производительность моторов и снижает нагрузку на окружающую среду, что сейчас высоко ценится во всем мире. Однако само устройство имеет несколько минусов:
Интеркулер – полезное и несложное приспособление, при правильном выборе, установке и эксплуатации способное существенно улучшить показатели мощности автомобиля.
В ближайшее время с вами свяжется наш менеджер!