Трудно представить себе современный автомобиль без выхлопной системы, а последнюю без глушителя. Именно благодаря этому элементу удается понизить уровень шума, на фоне чего езда становится более комфортной, причем как для самого водителя, так и для других участников дорожного движения. Другое дело, что в одном автомобиле может использоваться только один глушитель, а в другом – целых пять, поэтому далее о том, какую роль играет эта разница, и многих других важных нюансах.
Основной функционал глушителя, без которого не сходит с конвейера ни один автомобиль, отнюдь не ограничивается шумоподавлением. Этот элемент выполняет ряд других задач, среди которых преобразование выделяемой выхлопными газами энергии, дополнительное снижение их температуры, пульсации и скорости выхода, поскольку на этом этапе продукты переработки имеют высокое давление.
На фоне него создаются звуковые волны, по скорости опережающие газы. Задача глушителя состоит в том, чтобы обеспечить их преобразование в тепловую энергию, попутно снижая вибрационный и шумовой уровень. Для этого применяется сразу несколько базовых технологий шумоподавления: расширяющей или сужающей газовые потоки, изменяющей их направление, обеспечивающей звуковую интерференцию и поглощающей эти волны.
Выполнению всех перечисленных задач способствуют вспомогательные элементы, среди которых зонирующие перегородки и дроссель для гашения низкочастотных и высокочастотных звуковых колебаний, соответственно. Частично эту функцию удается реализовать за счет изменения угла потокового направления, варьирующегося в пределах от 90 до 360°.
Для обеспечения конструктивной и деструктивной интерференции, меняющей результирующие амплитуды звуковых волн за счет их наложения друг на друга, в глушителе предусмотрены специальные отверстия. Имеющая разный диаметр, такая перфорация в совокупности с предусмотренным здесь же материалом способствует гашению звуковых волн в разных частотных диапазонах и их частичному поглощению.
А чтобы эффект был максимальным, в современных выхлопных системах используются глушители, объединяющие самые эффективные технологии и элементы для гашения звуковых волн. Такой комплекс позволяет снизить уровень шума и вибрации, пусть и не без потерь для мощности двигателя на фоне создаваемого противодавления в системе выпуска отработанных газов.
С другой стороны, эти потери некритичны, а по сравнению с тем звуковым комфортом, который создают современные глушители, и вовсе минимальны. Исключения могут делаться для спорткаров, мощное «рычание» которых можно услышать за несколько кварталов.
Теперь разберемся с основными разновидностями глушителей, число которых, оказывается, может доходить до пяти. Среди них:
В дополнение к прямоточным глушителям используется такой универсальный материал как стекловолокно. Он отлично поглощает звуковые волны, которые при прямом контакте преобразуются в тепловую энергию.
Несмотря на то, что глушитель – изготовленное из высококачественной стали конечное звено во всей системе автомобиля, на него также приходится большая нагрузка. Со временем она приводит к полному или частичному выходу из строя элемента, неисправность которого делает дальнейшую эксплуатацию автомобиля не только менее комфортной, но и потенциально небезопасной.
Распознать и вовремя устранить проблему помогают такие характерные признаки:
Эти или любые другие явления, указывающие на проблемы в выхлопной системе транспортного средства, следует расценивать, как вескую причину для обращения в автомастерскую. Вполне возможно, что неисправность легко устранима, что часто случается при повреждении глушителя.
Одной из причин может стать самостоятельное высверливание отверстия в корпусе глушителя, препятствующее внутреннему обледенению накапливающегося в нем конденсата. Специалисты автосервиса категорически не рекомендуют использовать такие любительские методы, утверждая, что проблема решается прогонкой автомобиля на больших оборотах, поэтому лучше их избегать.
В ближайшее время с вами свяжется наш менеджер!